Спарка RR-100PRO
Китайские лодочные моторы настолько прочно заявили о себе в последние годы, что теперь за ними закрепились слова "надежный" и "неприхотливый". Впрочем, в Китае много заводов, выпускающих лодочные моторы, но основа принадлежит двум. Это действительно два крупных производителя, с отличным оборудованием, опытными сотрудниками и полноценным конвейером на производстве. Моторы, о котором пойдет мое повествование, сделаны на одном на одном из них – в Китае, в городе Ханчжо́у (Hángzhöu), на заводе Hidea (рус. Хайд’и) – и продаются в России под брендом Reef Rider. И главное – Рифы это не скрывают – на шильдике мотора указан завод-изготовитель, на сайте, в описаниях, в видеороликах показано само производство и рассказано о нем. А то, бывает, откроешь сайт какого-то «типа сделанного специально для ЕС мотора», по технологии и используя компоненты известного японского или американского бренда... А сами покупают его на полуподпольном заводике в китайской провинции, где о качестве и технологиях говорить не приходится. Ну да ладно.
Мне поступило интересное предложение от дистрибьютора моторов Reef Rider в России, компании «М-Пауэр Групп» о предоставлении новинки - спарки лодочных моторов Reef Rider RREF100FEL-T PRO + RREF100FEL-LT PRO и длительном тесте её на катере, который подходит для её установки. Под эти цели я подобрал себе корпус – лодку Tuman 700 Fuso Jet. Надежная алюминиевая лодка, длиной 7.1 метра с транцем, рассчитанным на установку двух моторов суммарной мощностью до 300 л.с., или одного – до 250 л.с. А рекомендуемая для него мощность мотора – 200 л.с. Я знал хорошо этот катер. Катался на нем и под одним 200-сильным японским мотором, и под двумя американскими моторами по 150 сил. Собственно, именно зная поведение корпуса и имея возможность для сравнения, я смогу получить реальное представление о моторах, их силовой составляющей. Ведь Рифы не простые, а серии RR PRO. По сути своей, Reef Rider 100 PRO – это мотор 130 л.с., в точности копирующий своего японского прародителя Yamaha F130. Те же 1832 кубика, тот же вес 180 кг. 4 цилиндра, диаметр и ход поршня 81х88.9 мм – нет смысла перечислять. Отличий в технических характеристиках нет. Посмотрим, как они на деле.
Итак, лодку выдали, выдали мотор – приступаем к сборке. Срок эксплуатации – до конца сезона, ну а получил я все в начале августа 2024 года. Моторы Риф Райдер 100про, общей мощностью 260 л.с. на двоих, и коробки с комплектующими... Неожиданно, но в поставке с моторами я обнаружил и металлические винты, и монитор 5 дюймов, и двойную оригинальную машинку газ-реверс, и вообще все-все-все, что требуется для установки. Плюс набор для первого ТО мотора, которое по инструкции должно быть проведено спустя 20 часов эксплуатации. Проблем с установкой не возникло. Дополнил лодочку разными приятными опциями в виде столиков, картплоттера, музыки, биотуалета (ну а как без него?..). Вебасто уже стоял с завода, переработал забор воздуха (сделал его забортным, а то почему-то он был выведен в днище лодки, и в кабине стоял не самый приятный запах). Поставил второй топливный бак на 180 литров (суммарно получился запас в 310 литров топлива). Ну и, конечно, куда без этого, поставил носовой электроякорь, сделал заодно шумоизоляцию кабины, переклеил все уплотнители рундуков... Посчитал, по розничным ценам, при стоимости базового катера в 3 млн.руб., «под ключ» все вышло больше 7 млн.руб. (включая прицеп и моторы). Но, для такого корабля, да еще с двумя моторами Reef Rider 100 pro мощностью по 130 л.с., данный ценник более чем адекватный.
Ну что, на воду? Первый запуск, обкатка, замена винтов – 17-е трехлопастные металлические, которые шли с моторами, оставил в запас. С ними скорость лодки 64 км/ч, и дальше моторы уходят в перекрут. Требуется винт более скоростной, с лучшим упором – установил два 19-х четырёхлопастных винта. Снова на воду – три человека в кабине, 300 литров топлива, куча вещей. Скорость – 72 км/ч. Американская спарка с двумя моторами по 150 лошадей показывала 78 ... Японский конкурент американца – 4-цилиндровая 200-ка – застывала на 57-58 км/ч., и то, тяжеловато ей было очень. Расход топлива… упс, расходомер отсутствует! Но я уже забыл про все, ощущения этого брутального водного внедорожника плотно поселились в моей голове с первых часов управления им.
Вообще, кто не пробовал это чувство управления двухмоторной установкой, наверно, не поймет меня, скажет – расход больше, стоимость выше, ТО делать на двух надо… а надежность??? А я докатку поставлю в 10 лошадей и, если что, на ней до берега доберусь. Мужики, не торопитесь делать выводы. Просто поверьте – сломаться на речке, где до берега рукой подать – одно. А «зависнуть» на этой 7-метровой махине посередине Ладоги или Финского залива? А в волну? С одним мотором 130 л.с. этот катер идет и выходит на глиссирование – проверено. Не быстро, но со скоростью 25-30 км/ч вы доберетесь до берега целыми и невредимыми. А на «докатке» 10 л.с. только блоггеры на ровной воде на камеру могут восхищенно пускать слюни – как хорошо идет этот большой катер, и этих 10 лошадок вполне достаточно! Да, достаточно, когда берег виден, работает сотовая связь, и вообще, вокруг много лодок, и, если что – помогут собратья водномоторники. У нас речь про другие обстоятельства. Другие водоемы и другие условия на воде.
Дальше по списку? Расход топлива? Конечно, он выше, но, если с одним 200-сильным мотором, я постоянно крутил его в отсечку, тут иду со скоростью 50 на каких-то средних оборотах и топливо расходую не намного больше, чем с одним мотором в 200 сил. И да, я не чувствую загрузку лодки. Моторы отлично справляются. Упор – бешеный. Ровный стабильный ход.
Управляемость – тут сразу сто очков вперед. Два мотора, редуктора с разным вращением винтов. Толкаю рукоятки управления машинкой газ-реверс, Риф Райдер со своими 260 л.с. выстреливает вперед, толчок под зад – и практически моментальный выход в глиссирующий режим. О да! Рифам все равно, ты там один, или вас целая компания с вещами и запасом провианта. Вообще не чувствуют загрузку, цифра спидометра опять уперлась в магические 72... Но нет, винты менять не буду, это еще 80 тысяч рублей... Меня и 72 устраивает за глаза. Я обычно хожу на крейсере 45-55 км/ч., чтобы мои пассажиры не летали по салону вместе с вещами, а сидели и пили чай, наслаждались поездкой. Управляю моторами филигранно, могу кнопкой поднимать-опускать сразу два, могу скорректировать корпус приподняв-приопустив один мотор. При заходе в марину – пускаю моторы в раздрай и разворачиваюсь на месте. Как же мне этого не хватало на этой же лодке, но с одним мотором! Особенно при сильном боковом ветре, когда этот тяжелый, казалось бы, катер просто несет. А именно так: на воде, на ветру – он легкий. Это моторная яхта весом 20 тонн стоит как влитая. А наш Туман 710 требует корректировки движения в марине, и с двумя моторами Reef Rider 100pro это происходит как бы само собой. Трудностей не возникает. Вообще, если бы было переднее подруливающее устройство, тогда и с одним мотором нормально.
Про повороты рассказывать? Коротко – четкая траектория лодки всегда, на любой скорости – закладываем штурвал вправо или влево – все равно. С одним мотором помните, как различается правый и левый поворот? А срыв винтов в кавитацию? Тут же все четко – ощущение, что действительно катер идет как по рельсам. И главное – ощущение безопасности и уверенности в своих силах. Знаете, это как хороший брутальный внедорожник. Нет, не приподнятый псевдопроходимец-«паркетник». А именно машина для любой дороги. Эти два Reef Rider 100PRO дают возможность в полной мере использовать их 260 л.с. на этом алюминиевом мощном катере. Мне нравится. Очень нравится.
Много работы, дела... но успел накатать 21 мото-час. Съездил и на Рыбинку, и на Волгу, и так по району походил. Нравится мне, очень нравится! Для людей, которые занимаются делом – вообще идеально. Или для настоящих рыбаков – в любую погоду, при любой волне – в кабине тепло, уютно и комфортно. Моторы работают достаточно тихо, чтобы не мешать шумом при дальних переходах. Ничего за это время не отказало. Все отработало штатно. Привез в конце сезона лодку на ТО, на Рифах заменили масло в редукторе и в моторе, поставили новые фильтра. Что-то еще, согласно регламенту. Помыл, почистил... Как новый... Жалко расставаться! Два мотора на транце - это тема. Точно лучше, чем один 200, и гораздо дешевле двух американцев по 150 сил каждый. Спарка Reef Rider RREF100FEL-T PRO + RREF100FEL-LT PRO имеет право на существование и должна найти своего покупателя. А я сажусь в машину и с грустью смотрю на оставшийся стоять Туман с двумя моторами Риф Райдер. Красота и мощь! 3 месяца в конце сезона – сплотили меня с ним.