Reef Rider power by Hidea. Сделано в Китае.
В 2005 году, в рамках деловой поездки по Соединенным Штатам Америки, я оказался в небольшом городке Фон-дю-Лак (англ. Fond du Lac), расположенном в штате Висконсин. Фон-дю-Лак находится на южном берегу озера Уиннебейго, в 95 км к северо-западу от Милуоки и был основан в 1836 году. Население порядка 45 000 человек, а само название «Фон-дю-Лак» происходит от французского «Fond du Lac», что означает «дно озера».
Мой интерес к этому месту был вызван тем, что там находился завод по производству лодочных моторов известной во всем мире торговой марки Mercury Marine.
Возможно, с течением времени, этот завод стал еще больше, но и тогда, в далеком 2005 году, масштабы производства меня впечатлили. Огромный завод Mercury Marine, занимающий на тот момент площадь около 90 000 кв.м. и штатом более 300 сотрудников.
Заветная фраза «Сделано в США» (англ. Made in USA) на товарах, особенно технологических, означало только одно – эталон качества, эталон надежности. И в этой фразе скрывалось многое: современные концепции, технологичное оборудование, квалифицированные сотрудники, выверенные до мелочей этапы производства и системы контроля качества на каждом из этапов.
«Сделано в Китае» (англ. Made in China) в те времена так же было в ходу, но это больше относилось к чему угодно, только не к технике. Да и у нас в стране долгое время «китайскими» были только пуховики, потом стали электрочайники. Предположить, что страна с населением 1,4 млрд человек (на 2023 год) станет первой экономикой мира, по мнению многих крупных аналитиков, лидером в электронике и автомобилестроении и многом другом, вряд ли кто-то мог.
Спустя 18 лет, в рамках деловой поездки в Китай, я оказался в городе Ханчжо́у (Hángzhōu) — город субпровинциального значения Китайской Народной Республики. Субпровинциального! С населением 12 млн человек.
Целью моего визита был завод Hidea (рус. Хайд’и), на котором производятся подвесные лодочные моторы Reef Rider. Моторы под брендом Reef Rider выпускаются только на заводе Hidea (а это важно, позже я объясню почему)!
Сведения из Google:
Ханчжоу – столица китайской провинции Чжэцзян, самый южный город на судоходном Великом канале, который сооружен в древности и берет начало в Пекине. Город известен своим озером Сиху, которому с IX века поэты посвящали стихи, а художники – картины. У туристов пользуются популярностью лежащие на озере острова, куда можно приплыть на лодке, а также храмы, павильоны, сады и арочные мосты вокруг него. На южном берегу Сиху находится пятиэтажная пагода Лэйфэн, датируемая 975 годом и восстановленная после обрушения в начале XX века.
Направляясь в другую страну, я обычно смотрю на карту – отмечаю столицу государства, и в чем-то сравниваю со столицей России Москвой. Смотрю и отмечаю города, как, например, Санкт-Петербург, который многие называют культурной столицей, или Сочи – главной точкой отдыха. В России много крупных городов, достойных упоминания и многочасовых бесед о них, данные города привел как пример.
Так же и в Китае: я определил для себя столицу государства – Пекин, финансовый центр жизни Китая – город Шанхай – крупнейший в Китае мегаполис с 27 млн жителей (для сравнения в Пекине это 22 млн, а в Москве – 12 млн).
Нахожу и отмечаю город моего визита Ханчжоу, где находится фабрика по производству лодочных моторов. Ханчжоу находится в 160 км от Шанхая. Ну примерно, как Тверь или Ярославль от Москвы.
Наверно, можно сформулировать так: Москва – мегаполис большой, они – немного меньше, но не менее интересные и развитые культурные и промышленные центры. Так?
Историческая справка:
220 году до н. э. территория нынешней провинции Чжэцзян была включена в Цинь - первую централизованную империю в истории Китая. Ханчжоу в то время назывался Юйхан(余杭). В 589 году город получил свое нынешнее название - Ханчжоу(杭州), а в 591 году была построена городская стена. В 509 году до Ханчжоу дошел Великий китайский канал, соединивший юг и север страны.
На сегодня Ханчжоу – огромный город с населением 12 млн человек, в котором объединились и современные высотные здания, присущие технологическому мегаполису, и история, уходящая в глубь веков.
Гостиница, в которой я поселился, находилась в деловом районе города, окруженная огромными небоскребами. И, если провести аналогию с городами и крупными административными центрами, находящимися в пределах ~ 200 км от Москвы, то разница на лицо. Широкие улицы, минимум двух- и трехполосные в одну сторону, эстакады и транспортные развязки. Движение двухколесных транспортных средств происходит по выделенной полосе, отделенной от основной дороги красиво подстриженным газоном и кустарником. Провинция, которая производит впечатление…. Нет, язык не поворачиваться назвать это провинцией. Это крупный современный мегаполис с развитой инфраструктурой, современными торговыми центрами, отличными дорогами и очень большим количеством электромобилей. Думаю, что 50% транспорта это «электрички», я так называю электромобили. Понять это просто: машины с ДВС имеют синие номерные знаки, электромобили – зеленые. И, судя по визуальному признаку, зеленых и синих номеров встречается поровну, а в некоторых районах даже зеленых больше. Возможно, это связано со льготами на въезд в ту или иную часть города.
Хочу отметить, что в Ханчжоу вы не встретите мотороллеров, мопедов и мотоциклов, работающих на бензине. На них введен запрет. Разрешены только электрические модели. Двухколесный транспорт очень популярен у местного населения и курьеров. Быстро, безопасно и экологично. Необычно было наблюдать робота-курьера в гостинице, который развозил по номерам заказанные товары. Провинция, электромобили, роботы... как-то так.
Люблю утренние пробежки. И не отказывал себе в этом удовольствии и в Ханчжоу, перед завтраком. В 6–00 подъем – и на пробежку. В своем стремлении вести здоровый образ жизни я был не одинок. Ощущение, что если не весь город, так точно половина, как и я, перед работой занимается бегом и зарядкой на открытом воздухе. Похвально. В здоровом теле – здоровый дух.
Ухоженные тротуары, ландшафтный дизайн. Аккуратно подстриженный газон, листва кустарника и деревьев приведена в забавные геометрические формы. Чистота повсюду. Ни одного фантика или бумажки на улице не встретишь.
Бегу, наслаждаюсь и восхищаюсь этой картинкой, за созданием которой кропотливый труд и ответственность жителей города. Остановившись на светофоре, ловлю себя на мысли о какой-то нереальности происходящего. Тишина – от проезжающих мимо машин и треск цикад.
Цикады правят звуком в городе, они как волны, которые накрывают город. А мимо проезжают машины, шурша колесами. Новый город строили явно с огромным запасом – как будто я в Америке – в городе огромные широкие улицы, многоуровневые развязки и высотные здания, уходящие в небо. Сколько ни думал, но больше ни с какой страной я не могу сравнить.
Иду на набережную канала – все в идеале: указатели, дорожки для бега, рыбаки выставившие десятки удилищ. К слову, я попробовал в одном из местных ресторанов рыбу из канала. Очень вкусная!
К 8–00 набережная становится пустой, солнце начинает нагревать воздух свыше 30оС и люди уходят на работу, июль тут жаркий. Днем доходило и до + 38оC.
Ханчжоу в 2023 году принимает летние Азиатские игры и весящие везде плакаты напоминают об этом. Ханчжоу – город, где живут очень спортивные люди. Не надо быть экспертом и приводить статистические данные – достаточно, как и я, пробежаться утром и все станет видно.
Неудивительно, что именно тут – Huali Zheng (владелец завода Hidea) в 2008 году основал завод по производству подвесных лодочных моторов Hidea. Название бренда HIDEA, можно перевести в дух вариантах, на Европейский манер и на Китайский. Даже в этом чувствуется китайская философия, уходящая корнями в давние века.
Итак, HIDEA это два слова HI + IDEA, что дословно означает ВЫСОКАЯ ИДЕЯ! А с Китайского «ХАЙ» это море. Город ШАНХАЙ = ШАН + ХАЙ, это как бы верхнее море. А ХАЙ + ДИ — это БОЛЬШОЕ МОРЕ.
Вряд ли теперь у кого-то остались вопросы: "Что такое лодочные моторы HIDEA?". Высокая идея в большом море! Большое море высоких идей! В общем, как нравится. А лодочные моторы Reef Rider, собираемые на производственных мощностях этого завода, это ТОП, это премиальная линейка!
Команда Hidea встречающая нас, профессионалы своего дела. На любой вопрос всегда получаем грамотный ответ. Общаемся на китайском языке, через переводчика. На английском — свободно, для тех, кто его знает. Сотрудники, регулирующие вопросы поставок лодочных моторов в Россию, свободно общаются на русском языке. Отмечаю для себя: языковых барьеров для развития двухсторонних отношений нет.
Сам Huali Zheng так же свободно владеет любой информацией по производству. Это понятно: он лично контролирует все процессы и разбирается во всех тонкостях управления заводом. Общаясь с ним на переговорах, отмечаю для себя грамотные вопросы с его стороны, нацеленные на развитие двухсторонних отношений по поставкам ПЛМ Reef Rider для конечных потребителей в России.
Для справки: Производство лодочных моторов Hidea основано в 2008 году. Площадь завода составляет 43 000 м2. На фабрике трудится около 350 сотрудников.
Прежде, чем отправиться на фабрику, я, конечно, посмотрел видео обзоры о заводе на YouTube, изучил сайт компании, почитал отзывы о продукции. Но увидеть своими глазами, оценить масштаб, технологичность, поговорить с сотрудниками – это всегда узнать что-то новое. Как говорится – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Пока едем к заводу вспоминаю, что было 15 лет назад в нашей жизни. 2008 год – Россия, очередной кризис, обвал фондового рынка, череда банкротств, у российских компаний на тот момент был рекордный объём внешних долгов. Ну и, как обычно, Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран в мире. Всем думаю было тяжело. Но жизнь пробьется все равно. Господин Zheng тому пример.
Основанный в кризисный 2008 год завод открывается мне красивым большим зданием. Строгий стиль, продуманная организация пространства. Большие и просторные помещения, выделенные зоны отдыха, парковка для сотрудников. Все продуманно до мелочей. Тут нет праздношатающихся сотрудников, все заняты делом. Организация работы на заводе в офисах и цехах - великолепная.
После того как завод Hidea распахнет перед вами свои двери, вы попадаете в огромное светлое помещение, чем-то напоминающее музей с дорогами экспонатами. Это выставочный шоу-рум предприятия, где представлена полная линейка моторов.
Возможно, для обычного обывателя, мало понимающего в реальном бизнесе, где-то «диванных» экспертов, это - всего лишь модели моторов. А для команды Hidea и ее главнокомандующего господина Huali Zheng это долгий путь в 15 лет. Но, в масштабах вселенной, это первые и сложные шаги, которые обязательно приведут на Олимп.
Как все знают, «китайские пуховики» давно превратились в высокотехнологичную электронику. И, когда-то смешные китайские машинки, сегодня дадут фору американскому и европейскому автопрому не только по дизайну, но некоторые бренды и по технической и конструктивной составляющей.
Пока многие в России и Европе скептически относятся и к лодочным моторам китайского производства. Но я уверен, это - лишь вопрос времени, это вопрос инертности мышления. И это вопрос нашего плодотворного сотрудничества в будущем. Наше китайские партнёры очень четко прислушиваются к обратной связи из России, от конечных пользователей, дилеров и дистрибуции. И не только прислушиваются, а принимают правильные решения, повышая качество своих продуктов, создавая большую лояльность к бренду. «Сделано в Китае» (Made in China) уверенно идет к этому заветному знаку качества, о котором я говорил выше, в начале статьи. А следовательно, лодочные моторы Reef Rider, относящиеся к премиальной линейке Hidea, в ближайшем будущем будут самым узнаваемым и продаваемым брендом в России, СНГ и Европе.
Путь в 15 лет, конечно, начинался с 2-тактных моторов. Эти моторы и сейчас составляют основу российского рынка. Законодательство России никак не ограничивает использование 2-тактных двигателей на наших водоемах, и это естественно отражается на статистике продаж.
На сегодняшний день Hidea имеет в своей линейке новейшие разработки в виде 60-сильного электрического двигателя. Есть модель лодочного мотора, работающая на газу.
Модельный ряд до 90 л.с., выпускаемый на заводе Hidea, хорошо известен на рынке. Но основная продукция завода сейчас – это современные 4-тактные модели, поставляемые по всему миру, в том числе – в Америку.
Флагман – 130-сильный 4-тактный подвесной лодочный мотор и новые разработки.
Узнаю, какие рынки на данный момент являются успешными для Hidea. В Европе это, оказывается, рынок скандинавских стран – Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. В 2023 году завод открыл свое представительство в Нидерландах. Очень хорошие продажи в Турции. Успешно работает представительство завода в Южной Америке – офис находится в Бразилии. Рынок Северной Америки, после ценовой войны Трампа, когда он поднял пошлины на китайские товары, восстанавливается, наконец они опять начали поставки продукции туда, пошлины снизили, и это позволяет плодотворно работать. А что по рынку России? Он занимает очень значительную часть в бизнесе HIDEA – около 30% от общего объёма идет в Россию. Прикидываю в уме: если мощность производства около 100 000 моторов в год, российский рынок потребляет около 30 000 шт. моторов в год. Вторым по объёму является внутренний рынок Китая. Очень много моторов завод поставляет государственным компаниям. Что и не удивительно. В Китае все и везде собственного производства – полицейский на мотоцикле, у которого я по прилету узнавал, как пройти на стоянку, где меня ждала машина, был на мотоцикле CF moto – завода, расположенного через дорогу от завода Hidea. Так как он хорошо говорил по английский (что редкость в Китае), а я, как человек живущий на двух колесах и путешествующий по миру на них, спросил его о мотоцикле. Задав естественный вопрос – как он по сравнению с Гусем то? (прим: BMW GS – один из столпов туристических тур-эндуро в мире). Он улыбнулся и ответил что-то типа: "Ага, в теме значит!", и следующие минут 20 мы говорили о мотоциклах, обсуждали достоинства и недостатки тех или иных моделей, я показал ему свои мотоциклы и отрывки из путешествий – он мне свои. Пришлось встречающим меня подождать, но было интересно. По старой байкерской традиции – обменялись телефонами, будешь в Москве – пиши-звони, получил такое же приглашение заехать к нему по случаю. Хочется попутешествовать по Китаю, хотя тут есть нюансы. Не все так просто, как в Европе – получил визу и поехал не получится. Но трудности, если перед ними не останавливаться, преодолимые.
Поставки завода в Россию осуществляются как под собственными брендами – в количестве около 15 000 штук в год, так и под брендами заказчиков завода - компаний, разместивших заказы на заводе Hidea и получающих моторы с названиями своих брендов на колпаке мотора. Это стандартная практика, существующая на данный момент на рынке России.
Отдельно отмечу бренд Reef Rider. Моторы под данным брендом производятся исключительно на заводе Hidea, основное направление – моторы большой мощности. Reef Rider ставит перед собой задачу продавать самые современные лодочные моторы в премиальном сегменте, в котором обычно господствовали американские и японские производители. Reef Rider by Hidea мощностью от 60 до 130 л.с. уже сейчас можно встретить на воде на популярных катерах в России. В будущем эти моторы появятся в мощности 150, 200 и даже 250 л.с.!!! Работа идет, правда, что-то более подробное я сейчас не скажу. Это – инсайдерская информация и технические характеристики пока держатся в секрете. Доступная цена, премиальное качество – рекламные лозунги, которые, собственно, я и приехал проверить. Производство мотора, претендующего на роль лидера, должно быть соответственное. Мне уже не терпится посетить цеха. Собственно, с виду завод великолепен, шоу-рум, где рассказана история завода и представлены все моторы выпускаемые – прекрасен, идем дальше.
Я потратил несколько дней на изучение завода. Благо, принимающая сторона была полностью лояльна и терпеливо отвечала на все вопросы, я не заметил никаких мест куда бы мне не удалось заглянуть. Любой мой вопрос – получал верный и обоснованный ответ. Мне разрешали снимать, изучать процессы производства, покраски, сборки. От склада, где я потрогал-пощупал корпуса редукторов, станины, блоки цилиндров – в необработанном виде и весь цикл последующий обработки.
Мне было интересно все – как происходит процесс антикоррозийной обработки, процесс окисления, электрофореза, шлифовки. Это основа любой техники – обработка металла и доведение его до идеала.
Что стоит отметить – не буду перечислять марки станков (некоторые станки просили не фотографировать, самые новые, недавно установленные, где обрабатывали детали моторов). Станки немецкие и американские, высокотехнологичный инструмент – известного швейцарского бренда. Обычные ключи, отвертки – китайского производства. Владелец завода мистер Zheng, как мне сказали его коллеги, регулярно посещает все мировые выставки оборудования и лично выясняет его характеристики и принимает решение о покупке. Я его встретил и в недрах завода – он что-то осматривал или контролировал процесс, руководитель, разбирающийся в нюансах процесса – вызывает еще больше уважения.
4 больших покрасочных камеры, где детали обезжириваются в автоматическом режиме и красятся вручную. Покраска организованная, конвейерного типа.
Сборочная линия на любом заводе – одно из самых интересных мест, тут люди собирают сердца моторов – блоки цилиндров, от квалификации и точности зависит, как мотор будет работать у потребителя. Сборочный цех вызвал уверенность в правильном подходе к процессу. Чисто, аккуратно – все детали и комплектующие разложены по полочкам. Никакого хаоса и мусора. Система работает очень четко. Я не торопился, наблюдал за работой разных подразделений сборки. Финальная сборка, постановка цветных меток на болтах и блок цилиндров уходит на тестирование в специальную камеру. Каждый блок работает от 10 до 30 минут. Это первое тестирование.
Осмотрел конвейер сборки корпуса станины: установка редуктора на корпус, заготовка переезжает дальше, установка навесного оборудования, переезжает дальше – дальше и вот установка проверенного блока (который ранее отработал в тестовой камере от 10 до 30 минут в зависимости от модели). Финальная сборка, подключение электрики и органов управления.
Собранный мотор поднимается ножничным подъёмником наверх и переезжает в цех тестирования в воде. Опускается в ванну, подключается топливо, и вот я смотрю его пуск. Работает! На экране мастер следит за характеристиками мотора. Двигатели гоняют в разных режимах от 20 до 60 минут в зависимости от модели. Это очень мне нравится, я тут задерживаюсь и наблюдаю. В итоге – именно тут последняя инспекция, и потом мотор попадет уже к дилеру, который его отдаст покупателю и оба должны быть уверены в его надежности.
Это не все – после ванны мотор очищается, происходит финишная проверка, устанавливается колпак, и он отправляется в цех упаковки. Откуда его отправляют конечному пользователю. Моторы малой мощности в пенопласт и картонную коробку. Большие и тяжелые моторы крепятся к деревянному палету и упаковываются в крепкий фанерный каркас. Мы наблюдаем ряды моторов Reef Rider, ожидающих упаковки и уже упакованных, ряд моторов мощностью 60–130 сил в больших фанерных ящиках почти готовых к отправке.
Один из вопросов – график работы. Человек на конвейере, собирающий мотор должен быть всегда внимателен и аккуратен. Если он будет работать с утра до ночи ничего хорошего не жди. График работы в смене 8 часов, перерыв на обед 1 час. Рабочая неделя 6 дней. Сотрудник на конвейере получает в среднем около 1000$. Посмотрев на все это великолепие – не верится, что в 2007 году, мой коллега, посетивший один из известных заводов в Китае, рассказывал, что там бригадир – высокого уровня человек, получает 300$ и это считается великолепной зарплатой. Я не уточнял, какая зарплата у бригадира на заводе Hidea, но думаю, что она более чем достойная. И соответствует общему уровню предприятия.
Китай меня удивил, даже поразил. Завод Hidea превзошел мои ожидания. Люди – это самое главное. Я, как заядлый путешественник, причем именно на мотоцикле, постоянно общаюсь с кем-то в путешествии и у меня своя система оценки стран, городов, жителей тех или иных мест. Собственные ощущения – вот чему я привык доверять в первую очередь. Я попробовал местную кухню, познакомился с новыми людьми и самое главное захотел вернуться. Вернуться, чтобы путешествовать по Китаю и изучать его историю, культуру. Мне комфортно тут. Мой коллега, оператор Алексей, который тоже приехал со мной, чтобы снять видео про завод, где производят моторы Reef Rider (скоро вы его увидите), в процессе обсуждения сказал «такое чувство, что я тут не чужой, вроде мы совершенно в другой стране с другой культурой и внешне мы другие – а мне тут комфортно» и я с ним полностью согласен.
Проведя три дня в Ханчжоу, мы отправились в Шанхай. Это другой город, но и он оказался великолепен!
Мы встречались со многими людьми, говорили, смотрели и каждый раз получали новую, интересную информацию. Почему-то вспоминается момент из фильма Армагеддон с Брюс Виллисом "Русская техника, американская техника, всё сделано в Китае." Только теперь это звучит очень серьезно – теперь это вызывает и доверие, и термин «Сделано в Китае» становится престижным. В России вы наверно уже видели эти космолеты и бэтмобили китайского производства, которые кажутся будущим. В Китае это реальность, это раньше мы говорили, что китайцы копируют, сейчас начинается новый этап, они стали создателями будущего.
И завод Hidea – яркий пример движения вперед. Пройдет каких-то 5–10 лет, а они быстро пролетят, и, я уверен, мы будем восхищаться их собственными новейшими разработками в области подвесных лодочных моторов, как сейчас завороженно смотрим на новинки китайского автопрома и уже остро не стоит вопрос о надежности, уже продукция из Китая приобретает свое лицо, свое имя. Сделано в Китае, становится брендом новых технологий, символом новой эпохи.